Как делают шампуни и гели для душа (30 фото)

Как делают шампуни и гели для душа (30 фото)
На 171 заводе по всему миру немецкая компания Henkel выпускает чистящие и моющие средства, косметику и средства личной гигиены, а также клеи и герметики. В России косметические средства делают на заводе Henkel под Ногинском. Производство снабжает нашу страну и еще пять государств СНГ косметикой в аэрозольной упаковке (например, лаками для волос и дезодорантами), красками для волос, шампунями и гелями для душа.

Завод

Сейчас заводом руководит Алексей Зубов — он встречает корреспондентов The Village в красно-серой униформе и фирменной бейсболке и рассказывает про себя и производство. Почти всю свою жизнь Зубов проработал в пищевой промышленности: начал оператором-укладчиком, а последние полтора года работает директором филиала «Хенкель Рус» в Ногинске. Он отмечает, что процесс производства косметики схож с «пищевкой»: требования такие же жесткие, потому что продукция контактирует с кожей и волосами человека. Несколько раз в год Зубов ездит в Германию, Словению и Нидерланды — еще чаще комиссии из глобального офиса посещают завод сами.

Ногинский завод работает с 2006 года, изначально Henkel он не принадлежал. Немецкая компания купила его в конце 2013 года и инвестировала около 30 миллионов евро в расширение производства. Полгода назад оно открылось после масштабной реконструкции. В одном из цехов стали выпускать шампуни Sсhauma, Syoss, Gliss Kur и гели для душа Fa.

Все помещения, где производятся и хранятся ингредиенты и готовые продукты, объединены под одной крышей. Менеджер по производству Светлана Зиникова объясняет, что так исключаются риски микробного заражения. Вся территория предприятия разделена на три зоны — чистую «белую», переходную «серую» и условно грязную «черную». Попасть в чистую зону можно, предварительно надев халат, шапочку и набородник, а также продезинфицировав руки и обувь.

ООО «Хенкель Рус»

РАСПОЛОЖЕНИЕ: Ногинский район, Московская область

ДАТА ПРИОБРЕТЕНИЯ: декабрь 2013 года

СОТРУДНИКИ: 190 человек

АССОРТИМЕНТ: более 300 артикулов, шампуни Schauma, Syoss, Gliss Kur, гели для душа Fa

ТЕРРИТОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА:22 гектара

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА:до 18 миллионов единиц в месяц

ГЕОГРАФИЯ ПОСТАВОК: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия

 

Как появляются новые шампуни и гели

Концепция новых продуктов разрабатывается в штаб-квартире направления «beauty care». В Гамбурге находится основной центр экспертизы по волосам, в Дюссельдорфе — по гелям для душа. Кроме этого, у компании есть региональные хабы — например, в Северной Америке или Азиатско-Тихоокеанском регионе, где разрабатывают продукты для местного рынка. В России такой хаб появился вскоре после приобретения завода в Ногинске, поэтому часть разработок ведется здесь.

Первая задача после определения концепции нового продукта — разработать формулу в лабораторных условиях. Глава департамента R&D Марат Фазылбеков отмечает, что этот процесс может занять от двух до пяти лет в зависимости от ингредиентов. После выработки формулы к процессу привлекают компании, занимающиеся парфюмерными композициями. Аромат продукта — важный фактор выбора. Опытный образец тестируется на фокус-группах: «Если мы хотим сделать шампунь для сильно поврежденных волос, то, естественно, ищем тех, кто регулярно долго красится, обесцвечивается несколько раз, тонируется. Тестировать ее на тех, кто никогда в жизни не красился, смысла нет», — отмечает Марат. Дальше полуфабрикат ждет расширенное тестирование — дерматологическое, микробиологическое, токсикологическое, клинико-лабораторное. В России последний этап является обязательным и проводится с привлечением добровольцев.

Производство новинок — в значительной степени маркетинговая история, соглашается Фазылбеков. «Доля истины в этом есть, но не стоит преувеличивать. Мало знать список ингредиентов — он и так есть на каждой упаковке. Их можно по-разному комбинировать, что будет приводить к разным результатам», — отмечает он. Среди трендов сейчас — true-органик продукты и зеленая косметика, разные средства для восстановления волос и продукция корейского и японского рынков. Новое направление — косметика по индивидуальным рецептам. Фазылбеков говорит, что скоро к этому придут многие компании.

 
 

Из чего делают шампуни и гели для душа

Для производства шампуней и гелей используют деминерализованную воду. Вода проходит обратноосмотическую очистку — через специальную мембрану, поры которой пропускают воду, но не пропускают растворенные примеси. Очищенная вода хранится в накопительных емкостях.

Основная составляющая шампуней и гелей для душа — поверхностно-активные вещества (ПАВ). «Они обволакивают частицы грязи, избытки кожного сала и городскую пыль и переносят в водную фазу, где те без проблем смываются. Это основная задача всех моющих средств», — объясняет Марат Фазылбеков. Химическую основу шампуней составляют анионные поверхностно-активные вещества. Они имеют отрицательный заряд — в результате частицы грязи, соединенные с поверхностно-активным веществом, отталкиваются от волоса и смываются водой. С бальзамами и кондиционерами все наоборот. Они содержат катионные поверхностно-активные вещества, которые притягиваются к волосам и в сочетании с другими ингредиентами позволяют достичь желаемого эффекта — например, пышности. Есть и неионогенные ПАВы, но их главный недостаток — низкое пенообразование. «Для потребителей важен не только результат, но и процесс — им нравится чувствовать много пены, в таком продукте они уверены», — говорит Фазылбеков.

 
 

Вторая группа ингредиентов — это ухаживающие вещества. «Если мы говорим про функцию восстановления волос, то это производные белка — кератин, гидролизаты белков пшеницы и других натуральных продуктов. Они встраиваются в структуру волоса, заполняя ее, — говорит Фазылбеков. — Или это масла, которые прикрывают кутикулярный слой и из видимых эффектов дают блеск. Если мы говорим о борьбе с перхотью, то это безопасные фунгициды, которые борются с грибком — например, цинк пиритион, популярный в косметической индустрии». Принципиальная разница между шампунями и гелями для душа именно в этих ингредиентах. В шампунях более активны компоненты, которые восстанавливают структуру волоса, закрывают кутикулярный слой. В гелях для душа они не используются. В составе и разнообразии ухаживающих средств кроется и разница между мужскими и женскими шампунями. Женские волосы больше подвержены повреждениям, поэтому шампуни содержат протеин, кератин, масла и пантенол. А мужские шампуни имеют повышенную щелочную среду, содержат вещества, которые нормализуют выработку кожного сала.

Другие составляющие — консерванты, которые обеспечивают микробиологическую стабильность, и парфюмерная композиция, которая определяет запах и внешний вид продукта. В шампуни и гели часто добавляют растительные экстракты и компоненты животного происхождения. Консистенцию во многом определяет набор ПАВов, но при необходимости могут добавить и загустители. На внешний вид влияет использование красителей и технологические условия производства — температура или время смешивания.

 
 
 

Миксинг

Технологический процесс производства шампуней и гелей для душа с виду простой и не очень зрелищный. Все основное происходит в миксерах, где ингредиенты смешиваются, а на выходе получается готовый продукт.

В цеху, где проходит миксинг, установлено три группы миксеров разного объема. В маленьком производится предварительное смешивание, а в финале продукт попадает в большой миксер объемом 10 тонн. Светлана сравнивает миксер с маленьким космическим кораблем — это оборудование позволяет приготовить продукт, просто забив формулу в «бортовой компьютер». В миксере будущий шампунь или гель для душа может провести от двух до четырех часов. Ингредиенты разной консистенции — порошки, эмульсии и растворы — попадают в миксер через систему гибких шлангов, для каждого вида формула и набор компонентов свои. Сотруднику, работающему на миксере, нужно только просканировать штрихкоды на бочках с сырьем, которое он загружает.

Один из самых сложных в производстве — прозрачный продукт с содержанием масел. Чтобы добиться прозрачности, необходим особый технологический контроль: «Стоит на пять минут недомешать, и мы получим мутный продукт, непригодный для использования», — говорит Светлана. Его остается только утилизировать. Самостоятельно завод мусор не выбрасывает — все отходы вывозит, перерабатывает и утилизирует специализированная компания на аутсорсинге.

 
 

Склад

Необходимое сырье на завод в Ногинск везут со всего мира. У каждого региона есть своя специфика: из Китая доставляют синтетические продукты, из Европы — продукты переработки масел и сложные полимеры. Из Японии могут привезти, например, экстракт черной икры (он востребован в косметологии), хотя завод постоянно находится в поиске новых поставщиков и сейчас договаривается с российскими рыболовствами. Еще одно перспективное импортозамещение — замена пальмовых и кокосовых масел на российские производные подсолнечных и рапсовых.

Большинство ингредиентов хранится в больших синих бочках: в начале склада можно найти «облепиховое безумие», чуть дальше — «масло жожоба», а заканчивается все «бензоатом натрия». Консерванты хранятся дольше всего, быстрее всех срок годности истекает у натуральных масел и экстрактов.

 
 
 

Лаборатория

Сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию и гигиенические условия в производственных помещениях контролирует служба качества завода. 24 человека работают в двух лабораториях — физико-химической и микробиологической. «Начиная от входного контроля комплектующих и каждого ингредиента, мы ведем контроль физико-химических и органолептических параметров продукта в миксинге и потом берем образцы из каждой партии готовой продукции, чтобы подтвердить качество и одобрить отгрузку на склад. У готовой продукции мы проверяем вязкость, плотность, содержание хлоридов, водородный показатель, внешний вид, запах и цвет», — говорит руководитель службы управления качеством Станислав Василевский. На каждый продукт на заводе есть эталонный образец — он готовится в лабораторных условиях и обновляется каждые полгода. «Каждая партия продукта проходит сравнение с эталоном. Например, чтобы проверить внешний вид и запах, мы наливаем два стаканчика и сравниваем», — говорит Станислав. Полный анализ готового продукта длится пять суток, его должны проверить в том числе на патогенные микроорганизмы — например, кишечную палочку.

На входе в микробиологическую лабораторию висит черно-оранжевый знак «Биологическая опасность». Станислав объясняет: «Мы работаем в том числе с чистыми культурами образцов. На случай, если произойдет аварийная ситуация — например, пробирка выскользнет из рук и произойдет заражение, — у нас есть четкие инструкции. Человек должен снять с себя одежду, принять душ и покинуть помещение. Дальше начинается процесс по очистке, локализации и уничтожению очага, чтобы не произошло выброса на производство». На производстве должно быть идеально чисто — лаборатория регулярно проводит анализ смывов с оборудования и даже проверяет руки рабочих.

 
 

Упаковка

После миксинга шампуни и гели для душа попадают на линию упаковки. Три упаковочные линии работают со скоростью до 200 штук в минуту. Процесс полностью автоматизирован: «Когда заходишь в цех, челюсть выпадает и хочется стоять и смотреть, как работают роботы», — говорит директор завода. Пульки для пустых флакончиков подаются в специальный бункер, после машина устанавливает их каждый в свою ячейку. Флаконы распределяются по специальным подставкам-«башмачкам» и отправляются на наполнение, где из дозатора наливается шампунь, гель или кондиционер. Флакон закупоривается крышкой и отправляется на оклейку этикетками и маркировку — этим тоже занимается машина. В конце робот отправляет флаконы в картонные коробки и на палеты.

Работники, следящие за упаковочной линией, выборочно проверяют крышки, флаконы и наполнение, а каждые десять минут положен визуальный контроль готового продукта.

На упаковку одной партии уходит полтора-два часа. После этого продукт готов отправиться на полки магазинов. На складе шампуни и гели для душа долго не хранятся: логистика выстроена таким образом, что машины, привозящие сырье, уезжают не пустыми, а с готовыми партиями. Объем выпущенной продукции зависит от спроса и меняется от месяца к месяцу. Пиковые загрузки приходятся на конец лета, а самым плохим временем считается март — на заводе говорят, что после 23 Февраля и 8 Марта никто не спешит покупать новые гели для душа.

 
 
 
 
Комментарии