Как это сработало: как мобильное приложение Uber изменило лицо городского транспорта (6 фото)

Как это сработало: как мобильное приложение Uber изменило лицо городского транспорта (6 фото)
Париж не так красив, как вам рассказывают. В конце декабря 2008-го романтикой здесь точно не пахло — вместо снежных хлопьев по лицу лупили капли дождя, а одежда промокала насквозь за пару минут. Тревис Каланик с другом пытались спастись от потопа поймав такси, но чёртовы кэбы издевательски проносились мимо уже кем-то занятые, а местные «частники», пользуясь случаем, просили втридорога. В тот вечер в голове Каланика и родилась идея Uber — одной кнопки мобильного приложения, которая изменит лицо общественного транспорта.

В греческой мифологии есть легенда о титане Кроносе, которому напророчили, что один из его детей однажды свергнет его с трона. Титан, решив играть на опережение, начал методично пожирать своих детей. Внедрение серьёзных инноваций похоже на конфликт Кроноса и его потомства: молодые, сильные и гибкие приходят с полезными идеями, чтобы изменить рынок, старые сопротивляются и пытаются задавить их финансовой мощью, авторитетом и связями. Поэтому американский писатель Тим Ву назвал такое явление «эффектом Кроноса».

История Uber — это последняя глава жизни Кроноса, в которой он встречается лицом к лицу со своим младшим сыном, Зевсом.

Четыре года назад калифорнийский стартап Uber выпустил мобильное приложение, позволяющее несколькими движениями пальцев по экрану смартфона вызвать машину, доехать до нужной точки и, не тратя время на возню с наличными, расплатиться банковской картой. За эти 4 года главе Uber Тревису Каланику приходилось обхаживать инвесторов, ругаться с департаментом транспорта, переманивать водителей из конкурирующей конторы Lyft, воевать с американскими и европейскими таксистами, и разбираться с саботажем чиновников Бельгии, Англии и Франции.

А теперь посмотрим на самого Тревиса Каланика. Плотно сжатые челюсти, напряжённое лицо, глаза сканируют слабости оппонента: он похож на командира морпехов, готового хоть на гранату броситься ради своих. За 5 лет он прошёл путь от неудачливого стартапера, живущего с родителями, до топового игрока IT-индустрии. История Uber — это борьба с системой, а офис — полевая штаб-квартира, на входной двери которой висит табличка War Room. «Он жаждет драться, а не выигрывать сражения», — описывает главу Uber инвестор Марк Курбан.

Но мы живём не в мире «Игры Престолов», и одним лишь мечом махать не получится. Так благодаря чему Uber наравне с Airbnb стал одним из самых дорогих мобильных сервисов в мире, с ценником в $17 миллиардов?

Почему это сработало?

В Америке довольно специфическая транспортная система и она меняется от города к городу. Развитое метро — прерогатива крупных городов, службы такси довольно разрознены, а привычные нам маршрутки устроены, скорее, как междугородний транспорт. Поэтому приезжие часто называют Америку «страной без общественного транспорта», а сами американцы мечтают о собственной машине со старшей школы.

Вопрос в том, что с этим можно сделать? На любом бизнес-семинаре вам скажут, что успешный стартап должен стать решением какой-то проблемы — от достаточно узкой и специфической до более широкой и обобщённой. Airbnb изменил систему съёма жилья, Snapchat иначе взглянул на проблему общения, а владельцы Instagram увидели проблему с личными фотографиями юзеров соцсетей и предложили решение.

Так и Uber стал решением транспортной системы. Сервис сыграл на опережение, обуздав моду на мобильные приложения: на рубеже десятилетий смартфоны ещё не стали личным оружием, но люди уже пользовались бесполезными приложениями вроде «сколько воды ты сегодня выпил» и т.д. Вместо того, чтобы махать руками аки дорожный регулировщик и звонко материться вдогонку очередному занятому кэбу, достаточно нажать одну кнопку в мобильном приложении и ждать машину.

В Uber отказались от своего таксопарка, решив оптимизировать ресурсы. В США и Европе развит рынок аренды люксовых авто, которые заказывают обеспеченные люди. У люксовых водителей не так много заказов в день и машины подолгу простаивают без работы. В Uber решили исправить ситуацию: водители лимузинов получают iPhone, после чего Uber начинает подкидывать им заказы. С каждого заказа сервис берёт себе 20%, а остальное распределяется между хозяевами машины и водителем. Все в выигрыше.

Как работает Uber?

Юзер скачивает эпп Uber для нужной платформы, проходит элементарную регистрацию и вводит данные банковской карты. Параноиков это пугает, для большинства наоборот удобно — такси можно вызвать даже без копейки в кармане. Далее юзер выбирает нужный сервис, нажимает кнопку «вызов», смотрит тариф и ждёт, пока водитель найдёт его при помощи GPS. Есть и «расширенные» настройки — вызов машины по определённому адресу или в определённое время. Местоположение водителя легко отслеживается по GPS, если опаздывает, то в приложении можно узнать его номер и позвонить.

Изначально сервис предлагал лишь фирменные чёрные БМВ, Линкольны и Кадиллаки, затем появилось ответвление UberX с более скромным автопарком и расценками. Баклажановые Ланосы обнаружить не удалось. Сейчас, в зависимости от города, клиенту Uber может быть доступно до 5 разных сервисов: фирменный представительский Black Car, такси от партнёров Uber, автомобиль среднего класса UberX, внедорожник вместительностью до 4-х человек SUV и лакшери-авто LUX.

Как Uber изменил лицо общественного транспорта?

Если рассматривать бизнес-модель Uber под микроскопом, то его успех можно объяснить тремя факторами — удобство, цена, инновации. Итак, удобство. В любом городе мира, где есть Uber, нужно просто нажать кнопку вызова такси, доехать до нужного места и автоматически расплатиться при помощи карты. Не нужно знать номера местных служб такси, махать руками, выскакивая на дорогу, или доказывать таксисту, что ты не турист и не будешь платить 100 гривен за маршрут Ж/Д Вокзал — Шулявка. Плюс в самой конторе довольно серьёзно относятся к подбору водителей и «злобных русских», как в SouthPark, за рулём такси Uber не бывает.

Что насчёт цен? В среднем услуги Uber обходятся на 15-25% (в зависимости от страны) дешевле, чем услуги других такси. Формально Uber является сервисом проката лимузинов, оплачивая меньше налогов и страховых взносов, но работает как такси. В отличие от лимузина, который, доставив клиента, обязан возвращаться на базу, водители Uber ловят новых клиентов на месте, тем самым экономя деньги и время клиента. Плюс приложению не нужна рота диспетчеров, которую нужно кормить, и которая ошибается куда чаще, чем компьютер. Не остаются обиженными и таксисты Uber — за год работы в Нью-Йорке они получают порядка $90 тысяч. Это почти в 2.5 раза больше, чем получает обычный таксист.

И самое важное — инновации. С самого старта Uber пошёл против течения: представьте, как вместо хрестоматийного жёлтого кэба с иммигрантами за рулём за вами приезжает новенький Кадиллак, Мерседес или даже Теслакар без шашечек. Словно это твой личный водитель — катайся, как миллионер, дружок. Уже через 2 года Uber предлагал клиентам 5 разных сервисов. В этом году, например, клиентов компании развлекали точной копией грузовика-трансформера Оптимуса Прайма, а в будущем Uber планирует подключить юзерские плейлисты Spotify, а так же заменить водителей беспилотными автомобилями, чтобы сделать услуги такси ещё дешевле. И это за пять с лишним лет. А у нас на районе новый трамвай с молодой кондукторшей пустили.

А что с другой стороны?

Чёрное и белое бывает только в сказках, поэтому лепить из главы Uber второго Иисуса не стоит. Пускай он руководствовался благими мотивами, но всё же это бизнес, в котором правила игры писаны невидимыми чернилами. Если в США Uber захватил рынок относительно безболезненно, то в Европе начались проблемы. Раньше закон не особо следил за работой таксистов, их было много, они сбивались в стаи и ляснуть нерадивого конкурента цепью по голове или монтировкой по коленке было в порядке вещей.

Сейчас сесть за руль такси сможет далеко не каждый — нужно пройти кучу проверок и заплатить не одну сотню долларов налогов. И вот когда ты сидишь за рулём под кофейней центре Праги и видишь, как твоего клиента нагло перехватывает какой-то чудак на чёрном Кадиллаке, то у тебя возникает резонный вопрос: «если для нас написаны правила, то почему они не работают для Uber»?

Поэтому в Париже, Берлине, Брюсселе и Праге проходили волны протеста против нечестной конкуренции со стороны Uber, который обычные таксисты называют продуктом «транснациональных компаний». Масла в огонь подливали и постоянные скандалы вокруг сервиса — то агенты Uber заказывают и отменяют машины конкурентов, то водитель поколотил пассажира, то руководство компании объявляет слежку за неугодными журналистами.

«Общество построено на конформизме, если вы не согласны, то вы вступаете в зону конфронтации принципов. Это как политика. Но в отличие от политики, в бизнесе вы не можете выиграть 51 на 49 — нужно класть оппонента в соотношении 98 к 2. Нужно сжать зубы и продолжать стоять на своём. Если ты не можешь этого делать, не занимайся инновациями», — замечает в ответ основатель Тревис Кланик и рассказывает, что бостонские таксисты до сих пор используют древние таксометры.

«Мы хотим показать людям, что использование Uber выгоднее и удобнее, чем покупка своей машины», — добавляет Тревис. Слаженная и удобная система транспортировки, в которой мобильный телефон играет роль пульта управления жизнью — это его философия. И он не согласен остановиться, пока не принесёт Uber в каждый город планеты.

В Украине Uber пока не работает, зато уже есть представительства службы в Москве и Питере. Правда, сделать однозначные выводы пока сложно: судя по отзывам, кто-то ждёт от Uber чуда, а получает обычное такси, да ещё и с опозданием, кто-то, наоборот, быстро получает машину и радуется низким ценам.

Кстати, старику Кроносу, который успел съесть без малого дюжину своих детей, его консерватизм и упорство не помогли — молодой Зевс всё-таки его победил.

Комментарии