Летучий корабль - экраноплан "Спасатель" проекта 903, Красное Сормово (67 фото)

Летучий корабль - экраноплан "Спасатель" проекта 903, Красное Сормово (67 фото)
Сегодня я расскажу вам про недостроенный экраноплан, который вот уже много лет в буквальном смысле пылится в одном из цехов крупного судостроительного предприятия.

Это - экраноплан проекта 903, получивший название "Спасатель". Работы по нему были заморожены в 90-х годах на высокой стадии готовности, и довольно долго про него никто не вспоминал. Относительно недавно активисты из Нижнего Новгорода начали деятельность в направлении превращения экраноплана в памятник. К чему это приведет остаётся только гадать, ну а о нынешнем состоянии экраноплана предлагаю прочитать в моей записи.


Для начала, немного вводной информации из открытых источников.

Эффект экрана был обнаружен авиаторами почти 100 лет назад, в середине 1920-х. Они тогда заметили, что при взлёте и особенно при посадке самолета подъемная сила крыльев как будто увеличивается, заходящий на посадку самолет как бы не желает садиться, продолжая полет над поверхностью.
Позднее, в 1930-х годах во время экспериментальных полетов тяжёлого самолёта на небольшой высоте над морем было замечено уменьшение аэродинамического сопротивления и расхода топлива.

Экранный эффект - это по сути воздушая подушка, создаваемая не специальными устройствами, а набегающим потоком воздуха. Повышенное давление под нижней плоскостью летательного аппарата возможно лишь на небольших высотах, - когда попадающий под судно воздух будет отражаться от поверхности и поднимать "самолет".

Активное теоретическое и практическое изучение экранного эффекта началось одновременно в нескольких странах сразу же в 1930-е годы. Однако же мало в каких государствах правительство согласилось поддерживать проекты разработок, потому как конструкторские фирмы сталкивались с рядом сложностей и технических проблем, касающихся выбора антикоррозийных материалов и способов поддержания устойчивости в полете. Пытаться воплощать задуманное на свой страх и риск конструкторы не особенно рвались, поэтому многие разработки так и остались в статусе чертежей.

В Советском Союзе разработки велись в разных конструкторских бюро, и разделить их можно на три группы, основные из которых - конструкции Алексеева и конструкции Бартини. Историю жизни Ростислава Алексеева можно прочитать здесь http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=214 - не пожалейте времени, это в самом деле интересно.

Перепрыгивая несколько ступеней эволюции в строительство экранопланов (об этом можно почитать много где в интернете, даже в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD ), сразу переключусь на 1987 год - тогда был спущен на воду заложенный в 1983 году первый (из восьми планировавшихся) экранполан проекта 903, называвшийся "Лунь". Это был ударный экраноплан-ракетоносец, предназначенный для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной его целью являлись авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров мог подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.

Испытания "Луни" продлились до конца 1989 года, а в наачле 1990 он был передан в опытную эксплуатацию, которая продлилась всего лишь год. Экраноплан был списан с флота и законсервирован в доке завода Дагдизель (город Каспийск, Дагестан), где и находится до сих пор. Интересные иллюстрированные обзоры с "Луни" есть у пользователя igor113 вот здесь http://igor113.livejournal.com/51213.html и здесь http://igor113.livejournal.com/52174.html

Второй экземпляр проекта 903 также закладывался как ракетоносец, однако распад Советского Союза негативно сказался на финансировании ВПК, в результате чего завершение его постройки планировалось в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 95 % степени готовности судна.

***

Чтобы увидеть экраноплан на заводе, не зная конкретного расположения, вам пришлось бы долго бродить по огромной территории в поисках нужного цеха















В одном из цехов вам бы встретилась обстановка, сравнимая с антуражем фильмов про войну или конец света







В другом пришлось бы столкнуться с диковинной огромной бочкой желтого цвета - испытательной установкой для агрегатов, работающих под высоким давлением





В третьем и вовсе строится гигантский танкер







Но вот и нужный нам цех. Первое, что видим - еще один корабль, вроде бы в состоянии консервации. Что за корабль и почему его не достроили - загадка.





За ним, у дальнего конца цеха, дожидается нечастых посетителей "Спасатель"





У него здоровый блестящий хвост







И такое же здоровое всё остальное









Летать ему полагалось на восьми турбореактивных двигателях, которые расположены группами по 4 штуки с каждой стороны







Вообще, хоть цех и довольно большой, - экраноплан имеет неожиданно немаленькие размеры. Поэтому в объектив некса, к которому я всё никак не привыкну, он не помещается. Отличные внешние снимки есть у коллеги rapidfixer вот здесь http://rapidfixer.livejournal.com/3162.html - например, такое вот фото





Ну а у меня есть более-менее сносные фотки изнутри, которыми я охотно поделюсь с читателями.





Возле входной двери размещен план эвакуации, по котором становится понятна конфигурации осматриваемой штуковины





Несколькими перегородками этот летучий госпиталь разделен на отсеки, в которых расположено множество подвесных коек-носилок











Также на борту было встречено аж два гальюна, каждый на два очка и один умывальник







Судя по количеству проводов, тут должна была быть смонтирована многочисленная аппаратура...









Хвост









Из хвоста есть подъем наверх, где должна была распологаться РЛС





Двинемся назад мимо входа, в сторону кабины. Снова отсеки с койками







Второй гальюн





И такая вот развилка: вниз и наверх





Наверху всевозможные системы обеспечения полета и пустые жилые отсеки, а также кабина пилотов























И даже тут койки!









И собственно кабина, в сильно некомплектном состоянии













А внизу очередные свободные места под некую аппаратуру











В целом, довольно сложно согласиться с тем, что вот это - это 95% готовность






Но, во всяком случае, он пока еще не распилен на алюминий и имеет некоторые шансы превратиться в памятник.
К сожалению, его грандиозный предок под названием "КМ" (корабль-макет, а в интерпретации иностранцев - "каспийский монстр") этого шанса лишен - после того, как он затонул на испытаниях в Каспийском море, попытки подъема не предпринималось.



Благодарю за внимание!

Комментарии